Персональный сайт Балиной Маргариты - Советы психолога
Четверг, 08.12.2016, 19:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя начальных классов Балиной Маргариты Александровны

Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психолога


Консультации детского психолога, психотерапевта

бесплатная помощь в режиме on-line.



Советы, пожелания, рекомендации


1. Причины детской лжи.

Все дети, время от времени говорят неправду, недоговаривают, приукрашивают. Взрослые опасаются, что ложь - это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастает лишенный нравственных принципов человек.

Многие родители теряются, когда ребенок начинает им лгать. Не знают, как дальше строить свои отношения с ребенком, уличенным во лжи. Задают себе вопросы: "Что делать? Можно ли ему теперь верить, наказывать ли его?"

Необходимо различать, когда ложь "допустима" и когда становится серьезным поводом для беспокойства. Каждый из нас хоть раз в жизни говорил неправду по разным причинам: когда мы были не готовыми делиться какими-то очень личными переживаниями, когда не хотели огорчать близкого человека и др. Это "нормальное" явление, если оно единично и не становится стилем поведения.

Каждый ребенок на определенном этапе развития проходит через стадию так называемой "фантазийной лжи". Дети бывают так сильно захвачены своими фантазиями, что сами верят в реальность придуманного. В основном, это характерно для детей дошкольного возраста. Но если ребенок и в старшем возрасте не может отделить реальность от вымысла - это повод для серьезного беспокойства.

Если ребенок обманывает постоянно, и при этом ложь сопровождается агрессивным или вызывающим поведением, "закрытостью", нежеланием вступать в контакт, необходимо задуматься: что заставляет его это делать? Ложь - это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.

Что делать, если ребенок говорит неправду? Как вести себя родителям с уличенным во лжи ребенком?

Самое эффективное средство борьбы с детской ложью - это построение доверительных отношений в семье, основанных на взаимном уважении.

  • Понаблюдайте за вашим ребенком, в каких ситуациях он вам не доверяет. Может быть, вы каким-то образом провоцируете его недоверие и закрытость?
  • Задумайтесь о причинах такого поведения. Что побуждает ребенка обманывать? Ролдители могут сами создавать ситуации, в которых ребенок учиться обманывать. Например: "Ответь, что меня нет дома" и т.п. Дети слышат, как окружающие их взрослые обманывают других взрослых и подражают этому поведению.
  • Проводите с ним больше времени, чем обычно, интересуйтесь его жизнью, воздержитесь от критики.
  • Не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к обсуждению случившегося. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать.
  • Ложь может быть следствием воспитательной непоследовательности родителей: требования родителей то бывают слишком жесткими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные. Дети при такой тактике родителей становятся более скрытными, ведь неизвестно, как в очередной раз отреагируют мать или отец
  • Поговорите с вашим ребенком о том, что происходит. Не следует выводить ребенка на чистую воду, заставляя выкручиваться, задавать ему провокационные вопросы. Лучше сразу сказать о том, что вы уже знаете и потребовать объяснений. Не стоит задавать вопрос: "Почему ты лжешь?"- это заставляет обороняться и врать еще больше не только детей, но и взрослых.

Следует обратить внимание на то, как он относится к своему поступку - испытывает чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее в порядке вещей:

1) Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: пусть ребенок почувствует, что им не нравится его поведение, что они удивлены тем, что он мог так поступить.

2) Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, не вызывать у него чувство вины, а рассказать о ваших переживаниях и выразить надежду, что в следующий раз ребенок скажет вам правду.

В любом случае после разговора с вами у ребенка должно остаться ощущение что вы его любите, вы за него волнуетесь и он вам не безразличен.

Ни в коем случае не следует допускать, чтобы ребенка за ложь судили публично.

Если быть слишком требовательным к ребенку, все время давать понять ему, что он не оправдывает ожиданий взрослых, малыш начинает чувствовать себя неудачником, отверженным и пытается привлечь к себе внимание всеми возможными способами, в том числе и ложью. Дети начинают скрывать свои промахи и ошибки (теряют дневники с плохими отметками, приписывают себе чужие заслуги). Такой способ может закрепиться в поведении ребенка и повлиять негативно на его будущее.

Причины детской лжи:

  1. Самая распространенная причина лжи - попытка с помощью лжи защититься от наказания. Такой способ защиты встречается в семьях, где ребенка наказывают за малейший проступок. Ребенку лучше сказать неправду и надеяться на то, что обман не раскроется или хотя бы "оттянуть время расплаты". Нередко бывает, что именно боязнь признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.
  2. Ложь может быть попыткой избежать разочарования, досады на самого себя, снижения самооценки. Чаще встречается в семьях, где требования к ребенку слишком высоки. Ребенок, желая любви и поддержки родителей, будет любыми способами скрывать от них свои неудачи.
  3. Ребенок обманывает, когда в семье существует так называемая "условная любовь". Ребенка любят в тех случаях, когда он послушно выполняет желания взрослого и соответствует его ожиданиям.
  4. Иногда ребенок обманывает потому, что чувствует, какого ответа ждут от него взрослые. Ребенок говорит то, что, как ему кажется, взрослый хочет услышать. Например, родитель желает, чтобы ребенок хорошо учился, постоянно засыпает его вопросами о том, как он отвечал сегодня на уроках. В конце концов, ребенок начинает лгать, чтобы родитель получил желанный ответ и был спокоен.
  5. Желание похвалы, одобрения и любви окружающих (пусть даже на короткое время). Чаще встречается у детей из семей со строгим авторитарным стилем воспитания.
  6. Ложь как попытка сохранить автономию. Такое поведение часто возникает в подростковом возрасте, когда родитель чрезмерно вмешивается и пытается контролировать личную жизнь своего ребенка.
  7. Вне семьи ребенок может встретиться с неискренностью и ложью окружающих его людей. Необходимо подготовить ребенка к этому. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые. Это трудно понять ребенку, т. к он привык доверять им. Следует объяснить ребенку причины людской лжи. Оговорите с ребенком ситуации, когда ребенку можно солгать, например, в ситуации угрозы жизни и здоровью. Научите остерегаться людей, представляющих опасность. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников и преступников.

 

Поиск
Погода
Яндекс.Погода
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz